Компетентность – важнейший критерий медицинского работника. Правильная диагностика позволяет соблюдать главный принцип профессии врача – не навреди, на котором во многом строится доверие пациентов и их безопасность. Однако в психиатрии дела обстоят иначе. Это доказывает история, которую для ГКПЧ рассказала врач невролог Инна Бувайло.
Речь идёт о её пациентке, которая обратилась к Инне с набором психических симптомов (внешние проявления душевного состояния) – общая слабость, трудности с концентрацией внимания, депрессия, проблемы со сном. На момент осмотра пациентка перепробовала разные антидепрессанты, но безрезультатно.
«Ко мне она попала после обследования и лечения в центральных клиниках Донецка и Киева» – рассказывает Инна Бувайло.
Врач обратила внимание на имевшиеся соматические симптомы (внешние физические проявления): боли в шее, однократный криз, сопровождавшийся рвотой и головокружением. Как специалист Инна удивилась, что ни на одном из этапов ранних осмотров, не было выполнено исследование шеи, даже обычным рентгеном. Проведенное МРТ обнаружило аномалию развития – сросшиеся первый и второй шейный позвонки. Эта аномалия и стала причиной имевшихся у пациентки симптомов психического расстройства. Не диагностированная физическая патология в шейном отделе провоцировала симптомы душевного расстройства.
«Сейчас успешно занимаемся с её шеей. Процесс не очень быстрый, но достаточно даже её понимания, что не так в организме», – говорит врач, а пациентка сообщает, что физический дискомфорт и их следствие – психические расстройства – значительно уменьшились.
Часто человек, обращаясь к врачу за помощью и озвучивая имеющиеся у него симптомы, попадает к «специалисту», который способен видеть лишь внешние проявления (симптомы) и пытается их «лечить», не ища и не устанавливая истинную причину недуга. Это то же самое что лечить воспаление лёгких только жаропонижающими пилюлями. Да, это даст временный эффект и поможет организму справиться с жаром, но это никаким образом не повлияет на лечении реального заболевания, симптомом которого и стал жар.
К сожалению, такие истории всё чаще рассказывают люди, которые обращаются в Гражданскую комиссию по правам человека за помощью. Так мама Максима – пациента психиатрической клиники города Запорожья – рассказала нам о чудовищной зависимости её сына от психотропных препаратов. Более 10-ти лет он получал психиатрическое лечение, имея неустановленный диагноза токсоплазмоз, который и вызывал симптомы в виде психических расстройств. По словам матери Максима, её сын имеет сильную зависимость от психотропных препаратов, что не удивительно, так как эти препараты принадлежат к той же группе что и наркотические вещества. И самое печальное, эти препараты ничем не помогли. По словам матери, Максиму становилось всё хуже и хуже: «Галлюцинации, недержание, лицо серого цвета, не разговаривает, не ест, депрессия, возбуждение с агрессией», – и это только некоторые побочные эффекты психиатрических препаратов, о которых она нам сообщила. Однако лечащий психиатр отказывался признавать реальное заболевание токсоплазмоз, а продолжал назначать новые психотропные препараты, увеличивая дозировку, что приводило к ещё большей зависимости.
Сегодня врачи разных медицинских специальностей по всему миру сообщают об огромном количестве реальных физических заболеваний, вызывающих психические симптомы. Так доктор Томас Дорман, терапевт и член Королевского колледжа врачей Канады, сказал:
«Пожалуйста, помните, что большинство людей страдают органическими заболеваниями. Практикующие врачи, прежде всего, должны помнить о том, что эмоциональный стресс, который человек испытывает в связи с имеющимся у него хроническим заболеванием или болезненным состоянием, может изменить его темперамент. В своей практике я сталкивался с бесчисленным количеством случаев, когда пациента, страдающего от хронических болей в спине, классифицировали как невротика. Типичное высказывание такого пациента “Я думал, я действительно схожу с ума”».
Согласно доктору Дорману, проблема заключалась в не диагностированном заболевании спины. Неверно назначенные антидепрессанты и другие психотропные препараты таким образом становятся настоящей причиной «депрессии» как побочный эффект от их приёма.
Согласно отчетам исследователей, в категорию наиболее часто встречающихся психиатрических симптомов, вызываемых медицинскими причинами (не диагностированными физическими болезнями), входят апатия, тревога, зрительные галлюцинации, изменения настроения и личности, слабоумие, депрессия, бред, нарушения сна (частое или раннее пробуждение), плохая концентрация, изменения в манере речи, тахикардия (учащенное сердцебиение), никтурия (повышенное выделение мочи ночью), дрожь и спутанность сознания.
Очень важно в наше время добиваться установления точного диагноза, основанного на реальных лабораторных показателях, а не на мнениях и теориях. Врачам же, в свою очередь, необходимо прилагать все усилия для обнаружения истинной причины болезни и пресекать попытки психиатров «лечить» симптомы, так как это вызывает недоверие затем ко всем представителям медицины.
Дополнительную информацию можно получить, обратившись в Гражданскую Комиссию по правам человека Украины:
г. Киев, телефон:
+38 (067) 465-33-05; +38 (066) 803-55-83
е-mail: info@cchr.org.ua