В СССР психиатрические заведения относились к ведомству КГБ и МВД – силовым структурам. Сегодня психиатры продолжают действовать так, словно имеют властные полномочия для задержания людей и применения к ним принудительных мер. Однако это пережитки коммунистического прошлого, нарушение Конституции и международных договоров, которые определяют чёткую процедуру задержания человека.
Без решения суда психиатры не имеют права никого принудительно задерживать, принудительно доставлять в психиатрическое заведение, удерживать в этом заведении с применением силы и принудительно вводить психотропные и наркотические вещества. Без решения суда любое лечение психиатры, медсестры, медбратья и санитары психиатрических заведений имеют право оказывать лишь по добровольному осознанному согласию человека.
Согласно закону Украины «О национальной полиции» любое задержание и применение силы возможно только работниками полиции. В противном случае это может быть расценено как нападение. Задержанный должен быть доставлен в отдельный специально оборудованный изолятор временного содержания, а не сразу в психиатрическое заведение. После этого человека необходимо доставить к дежурному следственному судье районного суда, где должна быть определена целесообразность и необходимость принудительной госпитализации в психиатрическое заведение.
Могут быть привлечены специалисты для установления в суде оснований к принудительной госпитализации такого человека в психиатрическое заведение. И ему должны быть обеспечены надлежащие права и юридическая защита.
Однако ГКПЧ регулярно получает жалобы от граждан о нарушении этой процедуры и незаконном принудительном помещении в психиатрические заведения людей с применением силы со стороны психиатров и санитаров. Так было в случае с Мариной П. Её мужа руками психиатрической помощи, силой поместила в психиатрическую больницу собственная мать. Его там удерживали без согласия на лечение и в изоляции, лишая возможности защитить себя. При содействии ГКПЧ Марине удалось в течение нескольких дней освободить своего мужа.
Гораздо более трагичной была принудительная госпитализация для Довгой Марины. После очередного незаконного и принудительного помещения в Павловскую психиатрическую больницу Киева Марина скончалась там. В день её гибели психиатры не допустили полицию для проверки ситуации, что прямо противоположно закону. Применять силу к человеку могут лишь работники полиции и других правоохранительных органов. Закон Украины «О психиатрической помощи» предусматривает участие полиции в осуществлении принудительных мероприятий к психически больному человеку. Но в случае с гибелью Довгой принудительные мероприятия делались санитарами, медсестрами, медбратьями и самими психиатрами, что является нарушением закона. В результате произошла трагедия и идёт уголовное расследование.
Скорая психиатрическая помощь сейчас выполняет функцию силовой структуры. Они могут проникать в частное жильё, забирать людей из дома и с улицы, применять силу, хотя закон такого права им не даёт. И потому «психиатрическую скорую» в том виде, как она есть и действует сейчас, едва ли можно считать медицинской помощью. Такой неконституционный подход необходимо менять коренным образом.
Существует неотложная потребность в изменении законодательства. Должны быть внесены поправки, которые чётко разграничат полномочия психиатров, других работников психиатрических заведений и работников полиции, которые обязаны присутствовать во время применения к человеку психиатрической помощи в принудительном порядке.
Когда полиция задерживает человека в виду «опасности причинения вреда себе или окружающим», его первое общение с психиатрами должно быть в суде. Это исключит принудительное введение ему психотропных и наркотических веществ до разбирательства дела в суде. То есть исключит возможность необоснованного принудительного лечения, которое является не только нарушением закона и прав человека, но и может помешать объективному разбирательству дела о его принудительной госпитализации. Психотропные и наркотические препараты изменяют сознание человека, и под их влиянием он может вести себя неадекватно, что выглядит, как психическая болезнь. Не имея возможности оценить действительное состояние человека, судья может принимать неверное решение. И это создаёт почву для громадного количества злоупотреблений, о которых в ГКПЧ регулярно поступают заявления и жалобы.
В одной из таких истории мать пострадавшего вместе с родственниками выломали ворота в частном доме невестки, вызывали психиатрическую бригаду и насильно отвезли человека в Игреньскую психиатрическую больницу Днепра. Там он пробыл шесть дней, и только с помощью ГКПЧ жена смогла его оттуда освободить. Еженедельно мы узнаем о подобных незаконных принудительных госпитализациях в психиатрические больницы.
Психиатры, а тем более средний и младший медицинский персонал, не является служебными лицами государственных органов, и субъектами властных полномочий. Поэтому они не могут применять силу и задерживать людей без участия полиции и без решения суда. Но это не прописано чётко в законодательстве. Не установлен явно запрет применения принудительных мероприятий к людям психиатрами, медсёстрами, медбратьями и санитарами. Это приводит к частым злоупотреблениям и невозможности защитить себя людям, находящимся в психиатрических заведениях.
Необходимо как можно скорее внести изменения в законы, чтобы обеспечить защиту прав и свобод человека согласно Конституции Украины и практики Европейского суда по Правам человека. А также с целью чёткого разграничения полномочий работников психиатрических заведений и служебных лиц полиции во время задержания, помещения человека в психиатрическое заведение и применения к нему принудительных психиатрических мер.