Психоневрологические интернаты являются мрачным пережитком Советского Союза. Реформировать ПНИ или улучшать их невозможно, как невозможно сделать лучше любой другой концлагерь. Эта система должна быть упразднена полностью.
Любые идеи о том, что в психоневрологических интернатах есть что-то здравое и доброе, абсурдны и лишены оснований. Такой формы ПНИ, как в Украине, нет более нигде в мире. Даже в отсталых странах (за исключением постсоветской территории) не существует подобных социальных отстойников, куда помещают людей, чтобы избавится от них.
Система ПНИ – это решетки на окнах, строгий пропускной режим, карцеры, отъём имущества, паспортов, принуждение к тяжёлому труду, насилие, издевательства, принудительное помещение в психбольницу, принудительные стерилизации и аборты даже на поздних сроках, отказ жильцам в работе, в заключении браков, и незаконное лишение дееспособности. Всё это применяется к людям, НЕ СОВЕРШИВШИМ никакого преступления.
В ПНИ часто находятся нормальные люди, многие из которых после детского дома получили психиатрический диагноз (слабоумие или олигофрения) из-за педагогической запущенности. Их с детства не учили читать и писать, за что признали умственно отсталыми, неполноценными, и сразу после выпуска из детского дома отправили в ПНИ.
В этой системе у людей нет абсолютно никаких шансов выйти на свободу, чтобы иметь нормальное будущее. Они остаются в ней пожизненно.
Такие нарушения прав человека невозможно трансформировать во что-то законное. Монстра ПНИ можно только полностью упразднить, организовав на его месте институт социальной помощи и реабилитации для людей, требующих ухода, в том числе и с психическими расстройствами.
В Европе или в США совершенно иначе предоставляют уход и заботу тем, кто не могут жить самостоятельно. Нет стигматизации по психиатрическому диагнозу. Службы помощи поддерживаются на государственном уровне, нанимаются социальные работники и сиделки, которые ежедневно посещают людей в их собственных квартирах или специальных общежитиях. Государство несёт ответственность за своих граждан, независимо от того, какой у них диагноз, достаток или социальное положение.
В Норвегии, например, закрытой системы ПНИ нет, но есть положительный опыт создания отдельных поселений. Люди с различными умственными расстройствами живут в домах, а социальные работники помогают им. В таких посёлках есть своя инфраструктура, магазины, организован досуг, и люди живут полноценный жизнью.
Украине следует идти Европейским путём, но не путём Советского Союза. У нас может и должна быть создана гуманная система заботы об инвалидах по психиатрическим диагнозам, которых не будут изолировать в местах, не пригодных для жизни, уничтожающих достоинство человека. Украина может стать первой страной постсоветского пространства, полностью отказавшейся от угнетения и насилия над людьми с проблемами психического здоровья.
Решение не в том, чтобы попытаться добиться гуманного отношения к узникам ПНИ. Даже при идеальных программах и сотрудниках реформирование психоневрологических интернатов – утопия. Под новой вывеской останется всё та же система, куда будут приходить всё те же люди. Необходимо создавать новый подход в социальной помощи людям с инвалидностью по психиатрическому диагнозу.
Государство должно предоставить помощь. Она может оказываться по месту жительства или могут создаваться специальные центры и общежития. В них человек сможет жить на постоянной основе или временно, но полноценной жизнью, и социальные работники будут помогать ему в этом.
У людей должен быть вольный вход и выход в такие центры, чтобы они не превратились вновь в места принудительного удержания людей в нарушение их конституционных прав.
Человек может проживать на своей территории или в таких центрах по собственному желанию и получать социальную помощь. Это важный ключевой момент. Любой человек, у которого есть какая-нибудь форма инвалидности, имеет право получать от государства социальную заботу и помощь. Для этого совершенно нет необходимости никого и никуда помещать принудительно.
Люди должны получать опеку и заботу, а не лишение свободы и прав.
Если вы сами или ваши близкие пострадали в результате психиатрического лечения, столкнулись с нарушением прав, принуждением, насилием, мошенничеством или жестокостью, сообщите об этом в Гражданскую комиссию по правам человека.
- +38 (066) 803 5583
- +38 (067) 465 3305
- info@cchr.org.ua