ЕСПЧ решил, что государство нарушает права человека
Дело, рассматриваемое Европейским Судом по Правам человека, касается жалоб заявителя Владимира Кагановского на его содержание в «отделении усиленного надзора» Киевского психоневрологического интерната – КПНИ в период с 27 июня по 6 июля 2017 года и на физические условия этого заключения. Нарушения связаны со статьями Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Ст. 5 §§ 1, 4 и 5 – предполагаемая незаконность заключения заявителя и невозможность для него обжаловать его законность и получить компенсацию,
- Ст. 3 – условия заключения.
Это дело о карательной психиатрии в Украине, о распространенной практике помещения лиц с психическими расстройствами в «карцеры». Самое печальное, что представители государства не видят в этом проблемы или нарушения прав человека!
Это решение одно из немногих в этой сфере, ведь такие дела очень редко выходят «наружу» и становятся публичными. Очень редко недееспособные лица могут достичь справедливости, хотя проблем в этой сфере множество – Виталия Лебедь, адвокат Украинского Хельсинской группы по правам человека в Украине
Владимир Кагановский обратился за защитой в Гражданскую комиссию по правам человека – ГКПЧ в 2015 году. Родственники заочно лишили его дееспособности из-за некоторых особенностей поведения и отправили в ПНИ. При этом Владимир ухаживал за женщиной-инвалидом. Дело было передано в Хельсинскую группу по правам человека в Украине.
ГКПЧ работает в Украине с 2013 года и нам известно огромное количество злоупотреблений в ПНИ. К нам обращались люди и мы видели, что любой человек, попав в такое заведение, лишается возможности отстаивать свои права. Применение карательных мер, типа карцера или изолятора, является распространенной практикой психоневрологических интернатов. У подопечных отбирают телефоны, не дают общаться с юристами, правозащитными организациями, но они находят способ сообщить о злоупотреблениях, – Вилинская Анастасия, президент Гражданской комиссии по правам человека в Украине
В материалах суда отмечено, что 1 сентября 2012 года Подольский районный суд г. Киева признал заявителя недееспособным по результатам судебно-медицинской экспертизы от 26 июня 2012 года, и назначил отца заявителя его опекуном.
6 августа 2014 года заявитель якобы добровольно был принят в КПНИ – государственное учреждение социальной защиты населения, подчиненное Департаменту социальной политики города Киева. Согласно правилам внутреннего распорядка, он мог свободно передвигаться как внутри, так и за пределами КПНИ, покидать территорию для свидания с родными и знакомыми. Он стал посещать местный реабилитационный центр, выездных врачей и контактировать с правозащитными организациями. КПНИ не мешало ему и поддерживало с целью реабилитации, но со временем это изменилось.
15 мая 2015 года Подольский суд назначил брата заявителя г-на К. его новым опекуном. Именно после этого Владимир обратился в Гражданскую комиссию по правам человека с просьбой помочь ему восстановить дееспособность и дело было передано в Хельсинскую группу. В течение двух лет было проведено много работы.
19 июня 2017 года юрист Украинской Хельсинской группы обратилась к директору КПНИ с письмом, в котором сообщалось, что в соответствии с положениями Закона о психиатрической помощи заявитель обратился за юридической консультацией в УХГПЧ и подал иск в Подольский суд, пытаясь восстановить свою дееспособность. Также была просьба к директору сообщить адвокату, будет ли заявитель присутствовать на судебном заседании 05.07.2017, а в случае негативного ответа предоставить информацию о причинах неявки.
23 июня 2017 года К. письменно обратился в КПНИ с просьбой запретить заявителю покидать территорию КПНИ, якобы из-за ухудшения состояния его здоровья.
27 июня 2017 года заявителя поместили в палату усиленного надзора, куда помещали только подопечных, состояние которых ухудшилось, и тех, кто опасен для себя и окружающих. Однако оснований для такого помещения не было, он не проявлял агрессии и не представлял опасности для себя или окружающих. Ему не предоставлялось дополнительное лечение, регулярное наблюдение врача, и такое помещение резидентов КПНИ в изолятор использовалось, как наказание за неповиновение и различные нарушения.
Заявитель утверждал, что он оставался в КПНИ добровольно, но никогда не соглашался и не желал быть помещен в отделение усиленного надзора.
ЕСПЧ решил, что Украина нарушила права жителя Киевского психоневрологического интерната Владимира Кагановского. Мой подзащитный неправомерно удерживался в изоляторе 10 дней в бесчеловечных условиях.
Мы помогли Владимиру инициировать восстановление его дееспособности, однако в день судебного заседания я узнала, что его опекун истребовал у него бумаги о том, что Владимир хочет закрыть производство. Я знала, что по воле Владимира это сделать нельзя! Разъяренная, я пошла к дому социальной опеки и нашла Владимира в переполненном изоляторе, разделенном металлической решеткой, где не было питьевой воды. В ЕСПЧ мы утверждали, что Владимира посадили, чтобы он не явился на судебное заседание.
Конечно, Киевский психоневрологический интернат и ответчик в ЕСПЧ – украинское правительство – никогда не соглашались, что было нарушение Европейской конвенции по правам человека, – Елена Проценко, адвокат Центр Стратегических Дел УХГПЧ
5 июля 2017 года юрист УХГПЧ и журналист посетили КПНИ, чтобы проверить, здоров ли заявитель, поскольку он не явился на судебное заседание, назначенное на тот же день, а его мобильный был выключен. Только после прибытия полиции руководство КПНИ позволило адвокату поговорить с заявителем в присутствии психиатра. Именно тогда и было сделано фото заявителя, который с другими пациентами стоял в отделении за металлической решеткой.
Согласно записи, сделанной в медицинской карте заявителя в тот день, его состояние после визита ухудшилось. Вывод в записи медицинской документации состоит в том, что заявитель должен оставаться под наблюдением и его состояние следует контролировать. Но по словам самого заявителя, его состояние ухудшилось не из-за визита адвоката, а из-за размещения его в изолятор и из-за того, что врач кричал на него. Все подробности вы можете прочесть в решении суда по ссылке.
Это распространенное явление, когда к подопечным интернатов применяют карательные меры, не связанные с их физическим или психологическим состоянием. Причина в том, что они пытаются отстаивать свои права и противостоять насильственным действиям со стороны персонала. Людей могут принуждать к труду, который они не хотят выполнять, или держать в нечеловеческих условиях, в которых они не хотят находиться. Когда человек оказывает оправданное сопротивление жестоким действиям персонала, он получает карательную психиатрию.
ЕСПЧ пришел к выводу, что помещением в изолятор Кагановский был лишен возможности сообщить о злоупотреблениях и иметь возможность отстоять свои права, чтобы доказать неправомерность таких действий. В предоставленных в ЕСПЧ медицинских документах отмечено, что не было никаких физических или психических предпосылок для его содержания в изоляторе.
Вопрос выходит за рамки этого заявления и касается вопроса общего интереса, учитывая тот факт, что соответствующее национальное законодательство не было изменено, а также уязвимость лиц, проживающих в таких учреждениях. Продолжение рассмотрения этого дела позволяет уточнить Конвенционные стандарты защиты в отношении таких лиц, – выдержка из решения ЕСПЧ.
Такие нарушения прав человека, согласно обращениям в ГКПЧ, существуют почти во всех ПНИ Украины. Отчёты Офиса уполномоченного по правам человека о проверках психоневрологических учреждений доказывают, что в каждом ПНИ существуют комнаты типа изоляторов или карцеров. Но угроза от недееспособных лиц, туда помещаемых, существует только на словах руководства этих учреждений и не имеет медицинской или юридической основы.
Такой практики нет нигде в мире, чтобы в медицинских или социальных учреждениях за попытку получать достойное отношение, к человеку применяли карательные меры, – Вилинская Анастасия, президент Гражданской комиссии по правам человека в Украине
К сожалению, сам Владимир Кагановский не дожил этого решения. Пребывание в тяжелых условиях причинило вред его здоровью. Но суд признал нарушение его прав по всем заявленным статьям: право на свободу и запрет на пытки.
Европейский суд решил, что пребывание Владимира под стражей является поведением, унижающим достоинство и нарушающим его право на свободу! Но, что самое важное, Суд подтвердил, что с такими вопросами к нему никогда раньше не обращались, подчеркивая его прецедентную важность. Именно поэтому ЕСПЧ продолжил рассмотрение этого дела даже после того, как заявитель умер, а его опекун не проявил заинтересованности продолжать дело, – Елена Проценко, адвокат Центра Стратегических инициатив УХГПЧ
В истории Владимира было все: и борьба с опекунами, и «война» с представителями интерната, и попытка получить доступ к клиенту, чтобы доставить его в судебное заседание, и обычная человеческая поддержка Владимира необходимыми вещами и едой из-за того, что родственники отказывались его содержать. чтобы противодействовать его попыткам восстановить дееспособность и жить нормальной жизнью. Поэтому её невозможно было не пропустить через себя.
Хочется верить, что это дело станет началом изменений в сфере психиатрии в Украине. Будем дальше работать над его имплементацией… – Виталия Лебедь, адвокат Украинской Хельсинской группы по правам человека в Украине
Эта победа горькая, но она по праву принадлежит Владимиру. Умный, смелый, добрый человек не побоялся бороться за достойную жизнь в обществе. Искренне надеемся, что его бой будет иметь большое влияние, а решение ЕСПЧ приведёт к определённому улучшению ситуации в сфере прав людей с недостатками умственного развития по всей стране. Что в будущем о карательной психиатрии в Украине можно будет узнать только из учебников истории.
Если вы или ваши близкие пострадали от действий психиатров, столкнулись с принуждением, насилием, жестокостью, мошенничеством или нарушением ваших прав, сообщите об этом в Гражданскую комиссию по правам человека.
- +38 (066) 803 5583
- +38 (067) 465 3305
- info@cchr.org.ua
Вы также можете обратиться к нам через форму обратной связи