Как психиатрия действует вне закона
Село Липины, Луцкая область. Мастер спорта по греко-римской борьбе получил травму спины и закончил выступления. Ему требовалось время на реабилитацию, но он попал в ловушку психиатрии. Родная мать убедила его, что будет хорошо получить инвалидность по психиатрическому диагнозу.
Неизвестно, почему они решили действовать таким образом, вместо того, чтобы заниматься имеющейся травмой, но широко известно, что психиатрическую болезнь легко симулировать. Ярким примером этого является эксперимент Розенхана, проведённый в 1973 году.
Этот эксперимент стал самым большим ударом для психиатрии. Профессионализм лучших врачей-психиатров был подвергнут сомнению. И время от времени делались заявления: «Очевидно, что в психбольницах мы не можем отличить здоровых от больных».
Так или иначе, пострадавший согласился, что так будет лучше, он получит пенсию, и ему была сделана психиатрическая инвалидность. Однако у него была проблема сугубо физического характера и никаких психических или психологических отклонений.
С этого момента началась длительная история, в течение которой человека по несколько раз в год отправляли в психушку, где ему кололи галоперидол и сибазон. Последствия этих психотропных лекарств весьма разрушительны даже для здорового человека, о чем указано в инструкциях.
Позже, в июне 2023 года, родственник пострадавшего предложил пойти дальше и сделать его недееспособным по «психиатрической болезни», чтобы получить над ним опекунство и избежать мобилизации. На это пострадавший согласие не дал, но к нему применили насилие. Вызвали полицию, надели наручники и отправили в психушку принудительно, не имея законного судебного решения. Единственным основанием для этого была «психиатрическая история» человека, хотя она, очевидно, не настоящая.
С юридической точки зрения полиция нарушила протокол и превысила свои полномочия. Они как будто поставили человеку психиатрический диагноз, самостоятельно приняли судебное решение и применили к человеку принудительную меру. Это системное нарушение прав человека при помещении в психбольницу. Кроме того, незаконное помещение в учреждение по оказанию психиатрической помощи предусматривает уголовную ответственность согласно статье 151 УК Украины.
Решение о признании недееспособным было принято судом с нарушениями процессуального кодекса и без адвоката. За попытку отстоять свои права, в августе, его ещё раз принудительно, вопреки действующего законодательства отправили в психиатрическую больницу, уже как недееспособного. Снова отсутствует решение суда о принудительном помещении в место несвободы, каким является психиатрическая больница, снова насилие со стороны полиции.
- Таким образом, с помощью психиатров осуществляется противоправный контроль над человеком. Он становится как вещь, которая не имеет никаких прав и возможности защитить себя. Но мастер спорта не согласился дальше терпеть такое издевательство и покинул психушку самостоятельно.
Может ли он понести ответственность за то, что сбежал из психбольницы? В этом случае никакой, потому что вся эта история произошла вне правового поля. Здесь скорее стоит вопрос о привлечении к ответственности участников этой схемы карательной психиатрии. После консультации правозащитника Гражданской комиссии по правам человека пострадавший написал заявление в соответствующие органы.
Пыточная на заказ
На горячую линию ГКПЧ из Винницкой психиатрической больницы позвонила Наталья. Она рассказала, что находится там уже полтора месяца против своей воли. На вопрос правозащитника, есть ли решение суда на принудительное удержание в психбольнице, ответила, что такого решения нет.
В психбольницу её отправили соседи «не желавшие, чтобы она жила рядом». Раньше это делала её мать, потому что «не нравилось поведение». Впоследствии она сделала дочери инвалидность II группы по психиатрическому диагнозу и начала получать пенсию, то есть, деньги налогоплательщиков.
Фактически человека лишили свободы незаконным способом с помощью психиатрической больницы. Это и есть карательная психиатрия.
Что выяснила юридическая служба ГКПЧ. Натальи против её воли кололи психотропные препараты и давали таблетки, хотя соответствующего решения суда на принудительное лечение не было. Это имеет признаки уголовного преступления согласно статье 314 УК «Незаконное введение в организм наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
Ситуация была доведена до руководства психиатрического учреждения. Главный врач объяснила, что Наталью не отпускают, потому что за ней не приезжают родители, и что под влиянием таких доз препаратов человек как сильно пьяный – сам может не доехать домой. Но при этом ей продолжали колоть препараты, нарушая закон.
Наталья получила консультацию с разъяснением её прав. Психиатру была предоставлена исчерпывающая информация об ответственности за такие злоупотребления, и только после этого Наталью перестали накачивать психотропными лекарствами, а через два дня за ней приехали родители. Она позвонила в ГКПЧ и подтвердила, что её отпустили, но до сих пор «под ногами земля ходуном» от препаратов.
Возникает вопрос:
- Почему больница, где тем, кто переживает стресс, должны оказывать помощь, работает как пыточная на заказ?
- И почему без вмешательства правозащитников человек не может себя защитить, лишаясь базовых прав?
Бытовая карательная психиатрия
Евгений совместно жил с Мариной (имена изменены). Его тётя вместе с матерью были против этих отношений и пытались влиять на решение Евгения с помощью психиатрии. В январе 2023 года его принудительно отправили в психушку Павлова, г. Киев. Трудно представить, каким образом психиатры пытались изменить его намерения в отношении Марины, но им это не удалось.
До этого случая никаких жалоб на психическое здоровье, обращений к психиатрам или неадекватного поведения Евгений не проявлял, будучи психически совершенно здоровым человеком.
В начале августа его снова принудительно отвезли в психиатрическую больницу. Марина обратилась в Гражданскую комиссию по правам человека за помощью. Она рассказала, что по просьбе тёти психиатры обманом вынудили Евгения подписать добровольное согласие на лечение, а также запретили Марине его посещать.
Судебного решения или запроса от психиатров в суд на принудительное содержание Евгения в психиатрическом стационаре, конечно, не было. А если добровольное согласие было подписано по принуждению, то какое-либо документальное подтверждение, что человек содержится в психушке законным образом, отсутствует. По свидетельству Марины Евгению сразу начали колоть чрезмерные дозы психотропных препаратов, от которых он едва мог говорить.
Это имеет признаки уголовного преступления со стороны психиатров по тем же статьям УК Украины:
- Статья 151 Незаконное помещение в учреждение по предоставлению психиатрической помощи наказывается арестом сроком от трех до шести месяцев или ограничением свободы сроком до двух лет, или лишением свободы на тот же срок, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
- Статья 314 Незаконное введение в организм наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Получив консультацию от работника ГКПЧ, Марина написала заявление на имя главного врача Мишиева В.Д., чтобы Евгения отпустили, потому что его удерживают незаконно. Подала заявление через канцелярию, зафиксировав входящий номер. После этого она отправилась к заместителю по стационару Лебедеву Д.С., но тот отказался удовлетворить её просьбу.
Тогда Марина обратилась к директору по медицинской части, Игнатову М.Ю., на что он заявил: «Евгений не хочет Вас видеть». Но во дворе больницы к Марине обратился один из пациентов со словами: «Если Вы Марина, то Евгений передаёт Вам привет». То есть, утверждение психиатра не было правдой.
По рекомендации ГКПЧ Марина вызвала полицию. Полиция прибыла в психушку, зашла в отделение, где находился Евгений и «подтвердила», что тот не хочет видеть Марину, но на её просьбу предоставить доказательства отказа видеофиксацией, они не смогли предоставить ничего.
На следующий день Марина вновь пришла к руководству ТМО «Психиатрия», настаивая на том, что Евгения удерживают незаконно, и что он хочет её видеть. Через несколько часов Евгения выписали и отпустили.
Решающим фактором в этой попытке применить психиатрию в карательных целях стала настойчивость Марины. Благодаря вмешательству Гражданской комиссии по правам человека, которая предоставила правовую консультацию, она предприняла определённые шаги и достигла СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Но, эта справедливость является частичной, потому что статьи 151 и 314 УК Украины, сплошь нарушаемые в психиатрической системе, предусматривают ответственность с лишением свободы от ТРЕХ до ПЯТИ лет.
Даже если человек дал добровольное согласие на лечение, почему он автоматически теряет право на добровольный отказ, и не может также добровольно покинуть психушку? Законодательный механизм, регулирующий этот вопрос, имеет определенные недостатки, что даёт широкое поле для злоупотреблений со стороны психиатров и заинтересованных лиц.
На сегодня уже есть несколько уголовных производств относительно убийства пациентки в психиатрической больнице Павлова группой лиц по предварительному сговору, которая активно саботируется, о чём мы писали ранее. Также есть уголовные производства по подобным преступлениям в других психбольницах Украины.
Если вы или ваши близкие пострадали от действий психиатров, столкнулись с принуждением, насилием, жестокостью, мошенничеством или нарушением ваших прав, сообщите об этом в Гражданскую комиссию по правам человека.
- +38 (066) 803 5583
- +38 (067) 465 3305
- info@cchr.org.ua