22 августа в пресс-центр Гражданской комиссии по правам человека Украины поступила информация о результатах работы специальной комиссии в Великобрыльском ПНИ Одесской области. Результаты проверки поразили бывалых экспертов, вскрыв вопиющие нарушения.
7 августа 2014 по инициативе Одесской областной государственной администрации была инициирована проверка в Великобрыльском психоневрологическом интернате. В состав группы вошли государственные служащие, представители ГО «Гражданская комиссия по правам человека» (ГО ГКПЧ) в Одесской области и известная правозащитница Татьяна Владимировна Макарова. По итогам проверки ГО ГКПЧ предоставила в обладминистрацию Одесской области резолюцию с рекомендациями для устранения многочисленных нарушений.
Особое внимание было направлено на то, что подопечные интерната не получают надлежащего медицинского лечения. Практически у всех отсутствуют зубы, люди жалуются на проблемы с желудком, мочеполовой системой и многие другие физические недуги. Отсутствие нормального ухода делает внешний вид этих людей устрашающим настолько, что они действительно похожи на умственно отсталых. Но общение с подопечными интерната даёт понять, что большая часть – вполне нормальные люди, способные четко излагать свои мысли и давать адекватные ответы на вопросы.
Комиссии обнаружила в интернате помещение типа «карцер», что свидетельствует о применении в интернате карательных мер, а такое недопустимо в цивилизованном мире. Из наблюдений уполномоченного ГКПЧ:
Мне запомнилась женщина, которая находилась в карцере. В её деле есть множество просьб о том, чтобы она могла выйти и несколько раз сама убегала из интерната.
Изучение дел подопечных интерната обнаружило факт, что многие удерживаются в нём насильно, против собственной воли. И, поскольку большинство из них лишены дееспособности, а механизм восстановления дееспособности отсутствует, эти люди стали заложниками интерната. У них нет никакой возможности повернуть этот механизма вспять и вернуться в общество. Сама идея, что человек может выздороветь и восстановить свои права отсутствует и перечёркивается напрочь.
Одним из вопиющих нарушений является применение к подопечным Великобрыльского психоневрологического интерната сильнодействующих психотропных препаратов. Их назначает психиатра в самом интернате, но данное заведение не является медицинским учреждением и его прямая функция – реабилитировать своих подопечных. Такое недопустимо, и является карательной мерой – препараты, вызывая сильнейшие побочные эффекты, приносят человеку жуткие мучения.
Проверка личных дел подопечных обнаружила, что большинство решений суда о лишении дееспособности составлены с нарушениями закона. А именно: согласно ч.3 ст. 237 ГПК заявление о признании физической особы недееспособной может быть подано членами семьи, близкими родственниками (независимо от их совместного проживания) органом опеки и попечительства или психиатрическим заведением. В изученных решениях суда заявителями о лишении дееспособности часто выступают либо психоневрологический интернат, либо детский интернат в котором подопечные пребывали ранее. Но данные учреждения, как следует из приведённой статьи закона, не могут быть заявителями – это грубое нарушение законодательства.
Исследуя статистику реабилитации подопечных интерната, было обнаружено, что она нулевая! То есть НИ одного реабилитированного. Прямое назначение интерната – реабилитировать своих подопечных, но именно этот реальный результат, требуемый от таких заведений, отсутствует абсолютно.
По словам самих подопечных, их используют в качестве бесплатной рабочей силы. Люди работают по 9-12 часов в сутки, а при отказе их наказывают физически или закалывают психотропными препаратами, от которых люди испытывают сильнейшие муки. Такая эксплуатация подается под видом «трудотерапии», однако руководство интерната использует такой труд в целях личной наживы.
С некоторыми из подопечных удалось пообщаться и вот что говорит уполномоченный ГКПЧ:
На территории 7 корпуса, где расположен карцер, стоял специфический запах настолько сильный, что более 10 минут мы не смогли там находится. Я встретил женщину Л. И, общаясь с ней, не заметил серьезных отклонений в психике. Она не казалась больной и неадекватной. Она говорила все, что написано у неё в деле, что её сюда запер брат и что она не может отсюда выйти. Её речь не содержала угроз или комментариев касательно персонала и данного учреждения.
Так же была еще одна подопечная С., которая совершенно не показывала никаких психических отклонений. Она говорит как нормальный человек и намерения и желания этого человека вполне адекватны. В её речи и действиях прослеживается рациональность и социальные принципы. Она не боялась говорить правду – одна из немногих.
Материалы об обнаруженных нарушениях были тщательно изучены Одесской областной администрацией и Гражданская комиссия по правам человека Украины выражает искреннюю надежду, что в скором будущем можно будет наблюдать кардинальные изменения в устаревшей карательной системе психоневрологических интернатов Украины, оставшейся с советских времён.
Вилинская Анастасия
Президент ГО «Гражданская комиссия по правам человека»
За дополнительной информацией обращайтесь в ГКПЧ Украины
+38 (067) 465-33-05
+38 (067) 465-33-06
е-mail: info@cchr.org.ua
статьи в украинских законах оставшихся после КПСС о признании человека не дееспособным, и о принудительном лечении в психушке по решению суда сделаны были специально для воровства бюджетных денег, судьями (в качестве организатора) психврачами, городскими и областными чиновниками под прикрытием суда, прокуратуры,милиции, адвокатуры и должны были подлежать удалению из этих законов так как они не