Гражданская комиссия по правам человека (ГКПЧ) с 2013 года помогает людям в Украине отстаивать свои права и достоинство в сфере психиатрии. Наша практика показала, что сегодня психиатрическое лечение в подавляющем большинстве случаев принудительное.
Мы получаем сообщения пострадавших о том, что их:
- или силой доставили в психиатрический стационар и удерживают в заключении;
- или они пришли туда добровольно, но уйти добровольно из психиатрической больницы уже не могут.
Очень часто оказывается, что законных причин для удержания человека в психиатрическом стационаре против его воли, что, по сути, есть лишение свободы, нет. Мы имеем достаточно случаев, когда жёсткая правовая позиция приводила к тому, что людей отпускали из психиатрических больниц незамедлительно, что ещё раз доказывает незаконность такого удержания.
Но возможность «закрыть человека в психушке» была и остаётся излюбленным инструментом разных правительств для избавления от неугодных. Карательная психиатрия времён СССР уничтожала свободомыслие и приверженность украинским традициям. Также психиатрию регулярно используют злонамеренные заинтересованные лица для прикрытия своих преступных действий. Через психиатрию у людей забирают жильё, бизнес, имущество или избавляются от них, лишая свободы. Причиной постановки психиатрического диагноза может стать наличие у «пациента» квартиры в центре Киева. Заполняя таким способом койко-места, психиатрия получает дополнительные деньги от государства.
Когда люди оказываются закрытыми в психиатрических больницах, они лишаются своих прав. К ним могут применять физическое насилие, унижать, лишать минимальных человеческих нужд, проводить эксперименты и даже пытать под видом лечения. Это может продолжаться так долго, как решит психиатр. Но его решение может быть не только ошибочным, но и предвзятым или заранее ложным в целях личной выгоды. Сам пациент в статусе «умственно нездорового» лишён возможности защищать себя.
Всеобщая Декларация прав человека
Негуманное отношение к другим людям, дискриминация или преступные действия не являются чем-то новым в истории человечества. Права человека всегда приходилось отстаивать и защищать. От самых древних времён светлые умы вели борьбу за справедливость, равенство, законность и гуманизм в целом для людей. Последняя значительная веха в истории прав человека была положена после всеобщей катастрофы – Второй Мировой войны.
Ужасные преступления против человечества стали более чем достаточным основанием для создания Всеобщей Декларации Прав Человека. Работа над ней началась в 1945 году, когда на конференции в Сан-Франциско возникла Организация Объединенных Наций. Завершена и принята декларация была 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН.
С 7 по 10 мая 1948 года политики, включая Уинстона Черчилля, Франсуа Миттерана и Конрада Аденауэра, представители гражданского общества, ученые, бизнесмены, профсоюзные деятели и религиозные лидеры созвали Конгресс Европы в Гааге, Нидерланды. На этом Конгрессе декларация, в которой излагались общие принципы и стандарты прав человека, была принята, и создано обязательство о создании конвенции, которая определяла бы конкретные права и их ограничения.
Европейская Конвенция о Правах Человека
Европейская Конвенция о Правах Человека (ЕКПЧ) была составлена в современной манере, но по стилю очень схожей с английским Биллем о правах 1689 года, американским Биллем о правах 1791 года, французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, первой частью Основного закона Германии. Её разработал в 1949-50 годах только что образованный Совет Европы. Более 100 парламентариев из двенадцати стран-членов Совета Европы собрались в Страсбурге летом 1949 года на первое в истории заседание Консультативной ассамблеи Совета, чтобы разработать «хартию прав человека» и учредить суд для её исполнения.
Разработанная Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 года. Она установила права и политические свободы в Европе. Кроме того был учреждён Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), куда любой, кто считает, что его права были нарушены, может сегодня обратиться.
Европейская Конвенция по защите прав человека и политических свобод основана на Всеобщей декларации прав человека и призвана не допустить повторения серьёзных нарушений, имевших место во время Второй мировой войны. И она же в то время стала широким ответом союзных держав на рост сталинизма в Центральной и Восточной Европе для защиты стран-членов Совета Европы от коммунистической подрывной деятельности.
Евгеника
Преступления, которые совершили против человечества нацисты во время Второй Мировой войны, были продиктованы учением евгеники. В теории евгеники психиатры утверждают, что некоторые люди являются неполноценными, должны быть уничтожены, а человечество очищено от них. Именно эта теория стала причиной Холокоста, и именно евгеники насаждали и внедряли в социальную политику, в законодательство и практику Великобритании, Дании Швеции, и ряда других европейских стран антигуманные принципы и взгляды.
Под их влиянием в 1913 году Британия приняла «Закон о психической неполноценности», который предусматривал изоляцию «умственно отсталых» в приютах. В период действия этого закона 65 000 человек были принудительно помещены в «колонии» или другие учреждения. Действовал до тех пор, пока не был отменен Законом о психическом здоровье в 1959 году.
В Дании и Швеции евгенические законы были приняты в 1930-е годы, причём в Дании специально разрешали лишать свободы неопасных, но по чьим-то суждениям психически неполноценных людей. Законы о стерилизации были приняты во всех скандинавских странах, как инструмент социальной инженерии и способ обеспечить экономию средств для программ социального обеспечения, перегруженных экономическими проблемами того периода. Все эти законы были отменены к середине 1970-х годов, а за почти четыре десятилетия их действия было проведено до 170 000 стерилизаций, и подавляющее большинство в отношении женщин.
Евгенические убеждения и концепции пошли дальше, чем просто принудительная стерилизация. В 1920-х и 1930-х годах, когда евгеника стала предпосылкой и неотъемлемой частью модели социального развития Дании, все больше авторов выражали желание, чтобы даже неопасные лица с «отклонениями в поведении» могли быть принудительно помещены в психиатрическую больницу. Движущей силой этой идеи была не забота об отдельном человеке, а забота о «благосостоянии общества».
Программа евгеники в Швеции была принята в 1934 году и впервые официально отменена в 1976. Согласно правительственному отчету 2000 года, 21 000 человек были насильно стерилизованы, 6000 были принуждены к «добровольной» стерилизации, а характер ещё 4000 случаев не удалось установить. Из всех стерилизованных 93% составляли женщины.
И самое ужасное, что с конца 1930-х годов миллионы людей погибнут в нацистских лагерях, потому что они не устраивали сторонников евгеники.
Европейская Конвенция о Правах Человека призвана защитить людей и от любого подобного произвола и преступной жестокости.
Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность
Особого внимания заслуживает параграф первый статьи 5 Европейской Конвенции по правам человека. Эта статья гарантирует «Право на свободу и личную неприкосновенность», и предусматривает законный ареста или задержание только при некоторых обстоятельствах, таких как арест по обоснованному подозрению в совершении преступления или лишение свободы во исполнение приговора. Но в первом параграфе появляется очень размытый подпункт (е).
- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом.
(е) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
Факт того, что конвенция предусматривает специальное преследование людей с такими социальными или личностными реалиями идёт в противоречие со Всеобщей декларацией прав человека. Кроме того «душевнобольные» – это очень широкое и неопределённое понятие. Психиатрия не является доказательной медициной, и любой диагноз строится исключительно на субъективном мнении отдельного взятого психиатра, которое, как выше сказано, может быть не только ошибочным, но и заведомо ложным.
Всеобщая декларация прав человека гласит:
Статья 3.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Статья 9.
Никто не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Когда вводится столь произвольное понятие «душевно больные» или «умственно нездоровые», а также появляется цель преследовать людей с иными социальными предпочтениями, сама суть прав и свобод человека ставится под угрозу.
Введение пункта (е) в конвенцию имеет долгую историю, суть которой сводится к попытке придерживаться рядом стран вжившихся в социальную структуру положений евгеники. Это продиктовано не заботой об отдельно взятом человеке, а попыткой оградить общество от неких «нежелательных элементов». Однако Европейский суд по правам человека в отношении термина «умственно нездоровые» в 1979 году (дело Винтерверп против Нидерландов) постановил, что этому термину не может быть дано «окончательное толкование» в связи с продолжающимся развитием медицинского понимания психического расстройства.
Также суд отметил, что человек не может быть задержан на основании этого пункта «только потому, что его взгляды или поведение отклоняются от норм, преобладающих в конкретном обществе». Содержание под стражей должно соответствовать закону, включая процессуальные нормы, и не должно быть произвольным.
Важно также отметить, что статья 5, параграф первый, пункт (e) не подразумевает «права на лечение», а значит, не может гарантировать, что лицо не будет задержано дольше, чем это абсолютно необходимо. Нет никакой связи между основанием для дозволенного лишения свободы и местом и условиями содержания под стражей. Если задержанному «умственно нездоровому» лицу не оказывается медицинская помощь, то возникает вопрос о статье 3 Европейской Конвенции с запретом на «бесчеловечное обращение».
Следует обратить внимание, что слишком часто, по заявлениям пострадавших, психиатрическое лечение на практике оказывается чрезмерной жестокостью, издевательствами, бесчеловечным и унижающим достоинство отношением, и пытками. Это прямо противоречит статье 3 Европейской конвенции по правам человека.
«Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Резюме
Права человека в Европейской конвенции предполагают универсальность, с однозначной трактовкой, независимо от законов отдельно взятой страны. Внесение в первый параграф 5-й статьи пункта (е) создаёт ситуацию слишком широкого толкования при отсутствии единого понимания, стандарта или критерия в отношении термина «душевнобольной» или «умственно нездоровый».
Принятая в 1997 году в Овьедо, Испания «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» прямо указывает на то, что интересы и благо отдельного человека, превалируют над интересами общества или науки. Конвенция защищает права и свободы каждого человека, опираясь на Всеобщую Декларацию Прав Человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года и Европейскую Конвенцию о Защите Прав и Основных Свобод от 4 ноября 1950 года.
Однако пункт 7 Конвенции Овьедо определяет, что лицо, страдающее серьёзным психическим расстройством, может быть подвергнуто недобровольному медицинскому вмешательству. Возникают конфликт с пунктом первым, который гарантирует права каждому без исключения. В декабре 2019 года в Европейский Суд по Правам Человека впервые за всю историю был подан запрос на консультативное заключение, чтобы суд определил, какие «защитные условия» в отношении «умственно нездоровых» необходимо регулировать государству, чтобы не было конфликта меду пунктами 7 и 1 Конвенции. Суд воздержался от своей оценки.
Сегодня Комитет по Биоэтике ведёт разработку дополнительного протокола для Конвенции Овьедо, чтобы обеспечить возможность принуждения в психиатрии. В своей разработке Комитет опирается на документ, который создавался для санкционирования законодательства и практик, вызванных теорией евгеники. Круг замыкается, и протокол, по сути, выступает против прав человека. Обсуждение и обмен мнениями идёт с 2011 года.
Стоит отметить, что
- 2 мая 2013 года Европейский суд по правам человека вынес постановление сразу по двум делам, связанным с принуждением в психиатрии, признав нарушение статьи 5 Европейской Конвенции о праве на свободу и личную неприкосновенность.
- 1 июня 2016 года Конституционный суд Украины признал неправомерной госпитализацию недееспособного лица по требованию опекуна или решению психиатра без судебного контроля.
- Парламентская Ассамблея Совета Европы высказалась о спорной разумности самого принципа принудительного помещения и лечения людей с психосоциальной инвалидностью. Было отмечено, что формально гарантии прав существуют, но те, кто на себе это испытал, получили крайне негативный опыт и сообщают о нарушениях и злоупотреблениях.
Также очевиден правовой конфликт возможного протокола о недобровольных мерах в психиатрии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (КПИ) Ассамблея сделала вывод, что если «психическое расстройство» является основанием для принудительного лечения, то любой правовой документ, регулирующий такие недобровольные меры, будет дискриминационным, и будет нарушать КПИ.
ГКПЧ Украины, учитывая всё вышеизложенное, считает невозможным, в силу правового конфликта с основополагающими документами, гарантирующими права и свободы людей, принимать возможный дополнительный протокол Комитета по биоэтике о принудительных мерах в психиатрии, и в отношении психосоциальных особенностей отдельно взятого человека. Это ставит под угрозу возможность соблюдения прав и свобод человека и насаждает антигуманные идеи евгеники, принесшие человечеству только лишь боль и страдания.
Если вы или ваши близкие пострадали от действий психиатров, столкнулись с принуждением, насилием, жестокостью, мошенничеством или нарушением ваших прав, сообщите об этом в Гражданскую комиссию по правам человека.
- +38 (066) 803 5583
- +38 (067) 465 3305
- info@cchr.org.ua
Принудительное лечение в Украине регулируется Наказом №992 «Про затвердження Правил застосування примусових заходів медичного характеру в спеціальному закладі з надання психіатричної допомоги». К сожалению, никто из пациентов его не знают и не могут добиваться своих прав по этому закону. Скажу даже более, что врачи предоставляющие принудительное лечение часто о нем также не знают. Когда доходит дело до отстаивания своих прав по этому закону, то встречаешь резкое сопротивление со стороны врачей-психиатров. Ведь пациент, который принудительно лечится на общем режиме имеет право выходить за пределы больницы для работы, посещения цервки и разных мероприятий. Вот привожу один из важных пунктов расширяющие права пациентов Наказа №992:
35. Пацієнти, до яких застосовано примусови заходи медичного характеру у виді госпіталізації до закладу з надання психіатричної допомоги із звичайним наглядом, мають право працювати за межами спеціального заклада з надання психіатричної допомоги.
Если Ваша организация располагает ресурсами для помощи пациентов находящихся на принудительном лечении, то Вы сделали бы большое дело таким пациентам. Это возможно?
Спасибо за комментарий. Вы правильно пишите и важній вопрос поднимаете. Есть нюанс. Это наказ про принудительное лечение. Принудительная госпитализация в психиатрическое заведение — это немного другое.
Українське законодавство передбачає можливість примусової госпіталізації особи до психіатричного закладу при наявності відповідного рішення суду.
https://ukrainepravo.com/news/ukraine/primusova-gospitalizatsiya-do-psikhiatrichnogo-zakladu-prava-osib-shchodo-yakikh-rozglyadayutsya-pit/