Материалы и свидетельства, вскрытые в этом журналистском расследовании, будут переданы в правоохранительные органы. Редакция канала «Украина» от лица ведущего Алексея Суханова заверила:
Нам ничего не остаётся, кроме как передать правоохранительным органам запись беседы этого выпуска «Говорит Украина», и таким образом со своей стороны помочь в том, чтобы остановить раз и навсегда пытки, издевательства над людьми, и улучшить, наконец, эту ситуацию.
В программе «Закрытые пыточные для украинцев» не раз прозвучало, что уголовные расследования необходимы, а виновных надо привлекать к ответственности. В настоящий момент уже открыто более 300 уголовных дел в отношении преступлений психиатров и должностных лиц, покрывающих эти преступления. Но сейчас нам хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты самой передачи.
Вторая часть началась с истории бывшего военного, который провёл 6 лет в психиатрической больнице Павлова, после чего был признан инвалидом по психическому здоровью и переведён в ПНИ, где провёл ещё 9 лет! Присутствовавший на эфире главврач Павловской психиатрической больницы прокомментировал, что его диагноз «биполярное аффективное расстройство успешно лечится». То же самое подтвердила психолог Наталья Бугаёва:
Раньше это называлось маниакально-депрессивный психоз. И это расстройство вообще лечится амбулаторно, если обращаются вовремя. Я не знаю, зачем надо было держать его 15 лет, и 10 из них в интернате – это очень странно…
Действительно странно, что человек, который на самом деле был здоров, провёл столько лет в психиатрических учреждениях. Он оказался в «психушке» из-за своего недвижимого имущества, которым хотел завладеть родственник. Коррупция и преступность настолько глубоко проникли в систему психиатрии, что избавиться от неугодного человека – это как сходить на рынок за продуктами: выбрал и заплатил…
Жертвой такой системы стала Марина Довгая. По словам главврача Мишиева В. Д. Марину выписывали пять раз, но факт в том, что в 2018 году были возбуждены уголовные дела о незаконной госпитализации Довгой М. и применении к ней пыток и насилия. Главный фигурант этого дела – организованная преступная группа психиатров, действующая на территории ТМО «Психиатрия», в больнице им Павлова.
Главврач Мишиев В. Д., который на момент последней госпитализации Марины Довгой, по словам его заместителя, был в отпуске, в эфире заявил, что Марину доставили в психиатрическую больницу Павлова в тяжёлом, неадекватном состоянии. Это противоречит свидетельствам близких Марины и информации, которую ГКПЧ передало следствию.
Президент ГКПЧ Украины Анастасия Вилинская после эфира прокомментировала:
Увы, журналисты попались на провокацию. Психиатры, высмеивающие возбуждённые уголовные дела, показной отремонтированный туалет, а не карцер, огороженный клеткой в интернате, куда подопечных загоняют как скот. Увы, Max Ostrovskyi, но это было необъективно.
Об убитой в ТМО «Психиатрия» Марине Довгой. Заявление Мишиева В. Д. о якобы трёхдневном пребывании на солнце легко опровергнуть. Журналистам стоило лишь задать немного больше вопросов и изучить факты.
Непосредственный участник событий, юрист ГКПЧ Украины и законный представитель Довгой Марины, Винник В. А. сообщил, что последний раз Марина выходила на связь 25 июля 2018 года. После этого она пропала. В Подольский суд был подан запрос, о её возможном принудительном направлении в стационар, и получен официальный ответ, что таких заявлений из психиатрии не было. 6 августа в 15:00 юрист ГКПЧ вместе с помощником прибыл в Павловскую психиатрическую больницу и выяснил, что Марина находится там.
В канцелярию больницы на имя Мишиева В. Д. и двух его заместителей сразу же было зарегистрировано заявление на посещение Марины Довгой с целью контроля за соблюдением её прав и свобод, на основании ст. 30 Закона «О психиатрической помощи». Но в посещении было отказано. Как заявил заместитель Игнатов М. Ю.: «Мишиев сейчас в отпуске. Довгая лечится здесь добровольно, но видеть вас не хочет». Была вызвана полиция, которая получила письменное объяснение от правозащитников, но ни полиция, ни правозащитники так и не были допущены к Марине.
7 августа в 10 утра секретарь Подольского районного суда по телефону сообщил Виннику В. А., что 6 августа в 15:55 из ТМО «Психиатрия» поступило заявление о принудительной госпитализации Довгой Марины. То есть, в тот самый момент, когда зам. главного врача Игнатов убеждал полицию и правозащитников, что Довгая находится там по своей воле. Сразу же 7 августа в 12:30 судье Подольского суда Ларионовой Н. Н. законным представителем Марины Довгой было подано ходатайство на ознакомление с материалами её дела, а также просьба сообщить о времени и дате судебного заседания. Закон предусматривает 24 часа на вынесение судом решения о принудительной госпитализации.
Но помощник судьи Ларионовой сообщил, что дело ещё не поступало из канцелярии. Однако канцелярия подтвердила, что материалы ушли и находятся у судьи. Но в суде отрицали этот факт и предлагали прийти завтра, хотя срок законного рассмотрения дела истекал через несколько часов. Законное право на ознакомление с материалами дела так и не было предоставлено.
Следующие два дня под предлогом занятости судьи доступ к материалам предоставлен тоже не был. 9 августа было подано ещё одно ходатайство с требованием обеспечить защиту Марине Довгой. Были поданы сведения о том, что в прошлом Марина чуть не умерла в Павловке, и что сейчас она находится там незаконно, а её права нарушаются.
11 августа в ГКПЧ поступила информация, что Марина Довгая скончалась на территории ТМО «Психиатрия» 6 августа 2018 г. … Почему правозащитников в этот день не пускали к Марине? Как получилось, что Марина находилась несколько дней в больнице якобы добровольно, но после визита правозащитников, в суд было подано от психиатров заявление на её принудительную госпитализацию?
И, конечно же, возникает вопрос к судье Ларионовой: зачем она неделю скрывала факт смерти? Уже 7 августа 2018 она получила от психиатров заявление с просьбой оставить без рассмотрения запрос на принудительную госпитализацию Довгой Марины от 6 августа, в связи с её смертью. 14 августа в прокуратуру и следственные органы Киева юристом ГКПЧ были поданы заявления об убийстве Марины Довгой. Следствие идёт до сих пор, о чём подробнее мы писали раньше.
По официальным данным в 2018 году в заведениях психического здоровья Украины умерло 2 623 пациента. Минсоцполитики, в чьём ведении находятся ПНИ, сообщило, что данных о смертности в ПНИ они не ведут. Интересно замечание правозащитника Руслана Имерелли в эфире программы, что свидетельства о смерти в ПНИ пишут врачи, которые не имеют права составлять заключение о смерти. Это ещё одно уголовно наказуемое преступление.
Сегодня психиатрия в Украине – это не вопрос правильного или неправильного лечения. Это, прежде всего, вопрос огромного количества системных уголовных преступлений и постоянного нарушения прав людей.
Если вы, ваши близкие или знакомые столкнулись в психиатрии с нарушением прав, принуждением, насилием, мошенничеством или жестокостью, сообщите об этом в Гражданскую комиссию по правам человека по тел.
+38 (066) 803 5583
+38 (067) 465-3305
info@cchr.org.ua