15 апреля в киноклубе «НаУКМА» состоялся показ фильма «DSM – Руководство по диагностике и статистике психических расстройств», который дает правдивые данные о многомиллиардной психиатрической индустрии.
«Не верю! Неужели все это правда!?» – именно таким был первый комментарий после показа. Вопрос задала девушка – социальный работник. Среди гостей были эксперты в этой области, и ответом стало откровение врача-психиатра, который 20 лет жизни посвятил этой системе. Он сказал, что ему больно смотреть на реалии, затрагивающие личное, но это так. Еще студентами они смеялись над DSM, но практика показало иное, и последний год он занимается правозащитной деятельностью в сфере психиатрии и преподает будущим юристам основы судебно-психиатрической медицины.
Главная мысль, озвученная им, едва ли кого-то оставит равнодушным. По его оценке DSM – или его отечественный аналог «Международный классификатор болезней» – существует, как руководство. И как любое руководство, его следует воспринимать через призму разумности – понимать, что можно использовать, что можно обойти, какие моменты не являются основными в конкретном случае и прочее, что целиком становится вопросом компетентности и этичности отдельно взятого врача. Если его цели не являются гуманными, правомерными и направленными на помощь человеку, то он может использовать это руководство так, что жутко даже представить. Вопрос правды и этики был и остается краеугольным камнем психиатрии.
А ведь судебно-психиатрическая медицина – это тот институт, который определяет вменяемость субъекта и дает заключение о признании недееспособности. По сути, решает судьбу человека! Так как же это происходит?
По нынешнему Закону присутствие самого человека не является обязательным в суде, но отказаться от такой экспертизы, если она ему назначена, он не может. Группа людей делает заключение о душевном состоянии человека и передает его судье. От публики поступил совершенно логичный вопрос: «Каким образом судья выносит решение? Он основывается только на этом заключении?». Эксперт пояснил, что судья в своем решении пользуется этим заключением, но не основывается на нем. И тут мы имеем новую проблему – теперь судьба человека зависит от уровня образованности этого конкретного судьи. Чтобы уметь читать заключение экспертизы, ему не надо быть психиатром, ему надо быть грамотным юристом. Но система настолько запущена в отношении общей безграмотности и низкой квалификации персонала судебной системы, что можно сделать неугодным практически любого.
Его старший коллега с более чем 30-тилетним стажем работы в психиатрии не был столь дипломатичен и выразился прямо: «Психиатры на Украине сколотили себе колоссальные состояния. Те, кто этого не сделал, считается белой вороной». Невероятно, но факт!
И, конечно же, прозвучал вопрос к организаторам показа – Гражданской комиссии по правам человека (ГКПЧ): «Что вы предлагаете?».
ГКПЧ была основана в 1969 году Церковью Саентологии и всемирно известным писателем, доктором Томасом Саcом, заслуженным профессором психиатрии в отставке Университета штата Нью-Йорк в г. Сиракузы. В то время жертвы злоупотреблений психиатрии были забытой группой людей и томились в ужасных условиях психлечебниц по всему миру. И первое, что было сделано – это сформулирована Декларация прав человека в области душевного здоровья, которая служит руководством для проведения реформ в области душевного здоровья.
За это время Гражданская комиссия помогла миллионам людей избежать смерти и бессмысленных страданий. Добилась того, чтобы принцип информированного согласия на психиатрическое лечение, право на юридическое представительство, право обращения в суд и помощь адвоката стали законодательно закреплены во многих странах. Для тех же, кто оказался в руках психиатров, добилась права на компенсацию. Важным результатом деятельности ГКПЧ стало то, что электрошок и использование других жестоких методов психохирургии на детях запрещены.
На Украине проблема, очевидно, существует. И существуют доступные для каждого способы, которые могут не только сделать явной эту проблему для общества и государственного аппарата, но и по-настоящему привести эту область в порядок.